Делимся опытом

Сумарокова С. А., учитель-дефектолог

ГКУЗ ЯО «Специализированный дом ребенка №2»

Основные направления помощи детям с ОВЗ в освоении навыков, связанных с приемом пищи.

           При  формировании навыков, необходимых ребенку в процессе кормления, нужно учитывать наличие у детей с ОВЗ целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности. Обучение должно быть максимально индивидуальным в зависимости от двигательных возможностей ребенка и должно начинаться с первых месяцев жизни. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и становились автоматизированными навыками.   

Основные направления помощи детям раннего возраста:

  1. Придерживайте щечки пальцами во время кормления через бутылочку
  2. Соблюдайте режим питания, у ребенка должно возникнуть здоровое чувство голода и насыщения
  3. Учить ребенка кушать нужно в безопасной позе, поднимая голову выше. Нельзя ребенка кормить лежа, чтобы избежать аспирации
  4. Время кормления не должно превышать 20-30 минут.
  5. Развивайте сенсорные навыки ребенка: даже если его кормят через зонд, давайте нюхать и пробовать вкус его еды.
  6. Использовать специальные приспособления для облегчения ребенку процесса кормления.
  7. Используйте соску для развития навыков сосания, а также тренировки силы артикуляционных мышц [2].
  8. Развивать зрительно-моторную координацию, схемы движения «глаз-рука» и «рука-рот». [3].

Помощь детям с жеванием пищи:

  1. Используйте специальные приспособления для жевания: грызунки, слингобусы.
  2. Используйте переходные бутылочки с ложкой для формирования навыка кормления с ложки
  3. Обязательно чистите зубы. Можно использовать специальные щеточки, напальчники.
  4. Тренируйте жевание вне приема пищи
  5. Начинать обучение надо с приема твердой пищи. Затем переходят на густую или полужидкую (пюре, каши). Вначале прививают навык подносить свою руку ко рту, затем брать кусок хлеба, ложку и подносить их ко рту
  6. Не заставляйте ребенка проглотить то, что он откусил и жевал во рту.
  7. Нельзя смешивать всю еду в одну массу, ребенок должен понимать, что он кушает.
  8. Нельзя добавлять в пюре кусочки, ребенок не справится с ними, выплюнет все наружу и откажется дальше кушать – еда стала для него опасной в данный момент [2].
  9. Для некоторых детей для удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать толщину, длину).
  10. Во время кормления с ложки важно контролировать рот ребенка. Чтобы не дать ребенку выдвигать язык вперед и заставить язык и губы двигаться правильно, нужно довольно сильно надавливать ложкой на язык.
  11. Учить ребенка жевать лучше всего так: положите ему между боковыми зубами кусочек мяса или корочку хлеба и помогите закрыть рот, надавливая на нижнюю челюсть средним пальцем [3].

         

Обучение питью из кружки:

  1. Важно научить ребенка брать кружку или чашку и удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее.
  2. При обучении питью можно сначала использовать соломинку, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.
  3. Главное условие правильного питья – закрытый рот. Наклоните стакан так, чтобы жидкость коснулась верхней губы ребенка, а остальное он сделает сам.
  4. Нельзя убирать стакан после каждого глотка, пусть ребенок держит его край губами, в противном случае он потянется за стаканом и взрослый может потерять контроль над его ртом и положением головы.
  5. Легче всего пить густые напитки, например, йогурт, с них и надо начинать обучение. Кислые напитки вызывают обильное слюноотделение и пить их труднее всего [3].

      Перед кормлением ребенка дефектолог проводит массаж и пассивно-активную артикуляционную гимнастику для губ и языка, используя индивидуальные приемы в зависимости от структуры дефекта [1] .

       Таким образом, правильно организованный процесс питания детей с ОВЗ позволяет избежать нежелательных проблем со здоровьем и научить элементарным навыкам приема пищи (сосания, глотания, жевания), умения пить из чашки, доставлять положительные реакции от процесса еда. Кроме того тренировка мышц рта, языка и губ способствует речевому развитию ребенка.

Литература:

Ю.А. Разенкова Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка Часть.1/Альманах института коррекционной педагогики №6. Ранний возраст.

А. Самарина  Особенности кормления детей раннего возраста с ТМНР. – АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства»

Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие; под ред. Е. В. Клочковой.- М.: Теревинф, 2014.


Ершова Н.В., учитель-дефектолог
ГКУЗ ЯО «Специализированный дом ребёнка № 2»

Использование жестов для стимуляции развития речи детей с синдромом Дауна

          Одним из факторов, необходимых для успешной социализации ребёнка с синдромом Дауна, является способность к общению. Речевое развитие данной категории детей, как правило, значительно задерживается. Это связано не только с незрелостью соответствующих мозговых структур, но и рядом физиологических особенностей (гипотонус мышц языка и губ, проблемы со слухом и т.д.). Неспособность выразить свои потребности и чувства с помощью слова приводит к появлению раздражительности, агрессивности и даже отказу от возможности дальнейшего построения «общения» [3].
      В то же время многие дети с синдромом Дауна готовы осуществлять взаимодействие с окружающими людьми задолго до того, как овладеют вербальными средствами языка. Это оказывается возможным благодаря использованию специальной системы жестов. Так называемый «язык жестов» помогает ребенку не только овладевать представлениями об окружающем мире, но и взаимодействовать с ним.
      Опыт применения системы жестов в общении с детьми с синдромом Дауна показывает, что малыши, использующие жест, начинают говорить раньше, чем дети с тем же диагнозом, не владеющие жестом. Следовательно, они также могут раньше начать продуктивное взаимодействие с окружающими. Их словарный запас оценивается в дальнейшем на 30% богаче, чем у сверстников, не использовавших жестовой речи [2].
     Язык жестов позволяет ребёнку усваивать основные понятия, влиять на окружающий мир, строить взаимодействие с ним в то время, когда использование звучащего слова самим малышом ещё невозможно. Вместе с тем жест помогает приблизиться к овладению речью.
     Профессор психологии Калифорнийского университета в Дэвисе Л. Акредоло в своей книге «Как разговаривать с ребёнком, когда он ещё не умеет говорить» приводит критерии, позволяющие оценить готов ли малыш к усвоению жестовой речи.
— Начал указывать на предметы пальцем.
— Приносит игрушки или предметы, ожидая ответной реакции.
— Кивает или качает головой, отвечая «да» или «нет».
— Проявляет интерес к книжкам с картинками.
— Расстраивается, если взрослые не понимают, чего он хочет.
— Какие-то вещи ребёнок «силится» выразить словами [1].
     Овладение детьми с синдромом Дауна жестовым языком возможно благодаря их открытости для общения, способности к подражательной деятельности, достаточно хорошей зрительной памяти.
     Использование языка жестов возможно при соблюдении ряда условий:
— готовность ребёнка понять значение жеста (соотнесённость с предметом, действием и т.д.);
— способность малыша запомнить жест и его значение;
— возможность ребёнка воспроизвести жест (вследствие моторной неловкости некоторым малышам оказываются недоступны определённые движения);
— важность обозначаемого жестом (предмета, действия и т.д.) для самого ребёнка;
— возможность выражения ребёнком себя, своих потребностей через жест для сохранения дальнейшей мотивации к построению системы коммуникации со взрослыми и овладения новыми средствами общения;
— готовность окружающих к восприятию жестовой речи ребёнка, знание значения используемых жестов [2].
     Некоторые дети начинают использовать жест для взаимодействия с окружающими спонтанно, например, показывая рукой на необходимый для них в данный момент предмет. Но количество спонтанных жестов ограничено и недостаточно для расширения словаря, стимуляции развития мышления. Роль взрослого заключается в том, чтобы познакомить малыша с упорядоченной системой жестов, а также подготовить находящихся с ребёнком людей к правильному их восприятию.
     При овладении ребёнком жестовой речью необходимо соблюдение следующих рекомендаций.
— Жест всегда должен сопровождаться словом (звукоподражанием) со стороны взрослого.      Необходимо также стимулировать речевую активность самого малыша.
— Требуется сосредоточение внимания ребёнка на человеке, использующем жест.
— Малышу может быть необходима механическая помощь при овладении определёнными движениями.
— Для каждого жеста требуется закрепление в повседневной жизни.
     При обучении ребёнка жестовой речи в основном используются «иконические» жесты (т.е. жесты-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают). Основные жесты, с которых начинается обучение, это жесты типа «пока!», «да», «нет». Не стоит сразу предлагать для использования малышу большое количество жестов. Их следует вводить постепенно по мере овладения ребёнком предыдущими. Особенно важно, чтобы взрослый сам не путал значение жестов и использовал их каждый раз при обозначении словом необходимого предмета или действия. Требуется закрепление использования жеста в виде многократного повторения. При овладении жестовой речью должно происходить образование трёхсторонней связи между жестом, словом, и обозначаемым предметом (действием или признаком): предмет (действие или признак) и слово, слово и жест, предмет (действие или признак) и жест. То есть конкретный жест не может существовать отдельно от обозначаемого им слова или предмета.
     К достоинствам использования жестовой речи относится то, что жест позволяет ребёнку выполнять первые обобщения. Например, жест «зайчик» будет использоваться при обозначении игрушки-зайца, живого существа, образа из мультфильма или зайчика на иллюстрации. Жест помогает малышу шагнуть на одну ступеньку вперёд от конкретного обозначения предметов к первым простейшим обобщениям. С помощью жеста можно отразить количественные, величинные признаки (большой – маленький, один – много) [4].
     При овладении несколькими знаками ребёнок имеет возможность составить из них предложение. Детские фразы могут включать не только жесты, но и первые произносимые слова.
     Таким образом, жестовая речь на определённом этапе развития ребёнка с синдромом Дауна может являться средством самовыражения малыша, выступать своеобразным мостиком к овладению ребёнком устным словом.

Литература

1. Акредоло, Л. Как разговаривать с ребёнком, когда он ещё не умеет говорить / Л. Акредоло, С. Гудвин, Д. Абрамс. – Мн.: «Пупурри», 2007. – 192 с.
2. Жиянова, П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей. – М.: Благотворительный фонд «Даун Ап», 2010. – 140 с.
3. Жиянова, П. Л. Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития / П. Л. Жиянова, Е. В. Поле. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2007. – 203 с.
4. Медведева, Т. П. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие / Т. П. Медведева, И. А. Панфилова, Е. В. Поле. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004. – 368 с.