Делимся опытом

Ершова Н.В., учитель-дефектолог
ГКУЗ ЯО «Специализированный дом ребёнка № 2»

Использование жестов для стимуляции развития речи детей с синдромом Дауна

          Одним из факторов, необходимых для успешной социализации ребёнка с синдромом Дауна, является способность к общению. Речевое развитие данной категории детей, как правило, значительно задерживается. Это связано не только с незрелостью соответствующих мозговых структур, но и рядом физиологических особенностей (гипотонус мышц языка и губ, проблемы со слухом и т.д.). Неспособность выразить свои потребности и чувства с помощью слова приводит к появлению раздражительности, агрессивности и даже отказу от возможности дальнейшего построения «общения» [3].
      В то же время многие дети с синдромом Дауна готовы осуществлять взаимодействие с окружающими людьми задолго до того, как овладеют вербальными средствами языка. Это оказывается возможным благодаря использованию специальной системы жестов. Так называемый «язык жестов» помогает ребенку не только овладевать представлениями об окружающем мире, но и взаимодействовать с ним.
      Опыт применения системы жестов в общении с детьми с синдромом Дауна показывает, что малыши, использующие жест, начинают говорить раньше, чем дети с тем же диагнозом, не владеющие жестом. Следовательно, они также могут раньше начать продуктивное взаимодействие с окружающими. Их словарный запас оценивается в дальнейшем на 30% богаче, чем у сверстников, не использовавших жестовой речи [2].
     Язык жестов позволяет ребёнку усваивать основные понятия, влиять на окружающий мир, строить взаимодействие с ним в то время, когда использование звучащего слова самим малышом ещё невозможно. Вместе с тем жест помогает приблизиться к овладению речью.
     Профессор психологии Калифорнийского университета в Дэвисе Л. Акредоло в своей книге «Как разговаривать с ребёнком, когда он ещё не умеет говорить» приводит критерии, позволяющие оценить готов ли малыш к усвоению жестовой речи.
— Начал указывать на предметы пальцем.
— Приносит игрушки или предметы, ожидая ответной реакции.
— Кивает или качает головой, отвечая «да» или «нет».
— Проявляет интерес к книжкам с картинками.
— Расстраивается, если взрослые не понимают, чего он хочет.
— Какие-то вещи ребёнок «силится» выразить словами [1].
     Овладение детьми с синдромом Дауна жестовым языком возможно благодаря их открытости для общения, способности к подражательной деятельности, достаточно хорошей зрительной памяти.
     Использование языка жестов возможно при соблюдении ряда условий:
— готовность ребёнка понять значение жеста (соотнесённость с предметом, действием и т.д.);
— способность малыша запомнить жест и его значение;
— возможность ребёнка воспроизвести жест (вследствие моторной неловкости некоторым малышам оказываются недоступны определённые движения);
— важность обозначаемого жестом (предмета, действия и т.д.) для самого ребёнка;
— возможность выражения ребёнком себя, своих потребностей через жест для сохранения дальнейшей мотивации к построению системы коммуникации со взрослыми и овладения новыми средствами общения;
— готовность окружающих к восприятию жестовой речи ребёнка, знание значения используемых жестов [2].
     Некоторые дети начинают использовать жест для взаимодействия с окружающими спонтанно, например, показывая рукой на необходимый для них в данный момент предмет. Но количество спонтанных жестов ограничено и недостаточно для расширения словаря, стимуляции развития мышления. Роль взрослого заключается в том, чтобы познакомить малыша с упорядоченной системой жестов, а также подготовить находящихся с ребёнком людей к правильному их восприятию.
     При овладении ребёнком жестовой речью необходимо соблюдение следующих рекомендаций.
— Жест всегда должен сопровождаться словом (звукоподражанием) со стороны взрослого.      Необходимо также стимулировать речевую активность самого малыша.
— Требуется сосредоточение внимания ребёнка на человеке, использующем жест.
— Малышу может быть необходима механическая помощь при овладении определёнными движениями.
— Для каждого жеста требуется закрепление в повседневной жизни.
     При обучении ребёнка жестовой речи в основном используются «иконические» жесты (т.е. жесты-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают). Основные жесты, с которых начинается обучение, это жесты типа «пока!», «да», «нет». Не стоит сразу предлагать для использования малышу большое количество жестов. Их следует вводить постепенно по мере овладения ребёнком предыдущими. Особенно важно, чтобы взрослый сам не путал значение жестов и использовал их каждый раз при обозначении словом необходимого предмета или действия. Требуется закрепление использования жеста в виде многократного повторения. При овладении жестовой речью должно происходить образование трёхсторонней связи между жестом, словом, и обозначаемым предметом (действием или признаком): предмет (действие или признак) и слово, слово и жест, предмет (действие или признак) и жест. То есть конкретный жест не может существовать отдельно от обозначаемого им слова или предмета.
     К достоинствам использования жестовой речи относится то, что жест позволяет ребёнку выполнять первые обобщения. Например, жест «зайчик» будет использоваться при обозначении игрушки-зайца, живого существа, образа из мультфильма или зайчика на иллюстрации. Жест помогает малышу шагнуть на одну ступеньку вперёд от конкретного обозначения предметов к первым простейшим обобщениям. С помощью жеста можно отразить количественные, величинные признаки (большой – маленький, один – много) [4].
     При овладении несколькими знаками ребёнок имеет возможность составить из них предложение. Детские фразы могут включать не только жесты, но и первые произносимые слова.
     Таким образом, жестовая речь на определённом этапе развития ребёнка с синдромом Дауна может являться средством самовыражения малыша, выступать своеобразным мостиком к овладению ребёнком устным словом.

Литература

1. Акредоло, Л. Как разговаривать с ребёнком, когда он ещё не умеет говорить / Л. Акредоло, С. Гудвин, Д. Абрамс. – Мн.: «Пупурри», 2007. – 192 с.
2. Жиянова, П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей. – М.: Благотворительный фонд «Даун Ап», 2010. – 140 с.
3. Жиянова, П. Л. Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития / П. Л. Жиянова, Е. В. Поле. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2007. – 203 с.
4. Медведева, Т. П. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие / Т. П. Медведева, И. А. Панфилова, Е. В. Поле. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004. – 368 с.