Коррекционно-развивающая деятельность

Цель коррекционно-развивающей деятельности — создание условий для развития физического,  эмоционального, интеллектуального и социального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.

Задачи:

  • Организация комплексного медико-педагогического изучения ребёнка с целью уточнения диагноза, а также оценки эффективности реализации индивидуальной программы развития.
  • Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии, воспитания положительных качеств у ребёнка.
  • Формирование способов усвоения малышом социального опыта взаимодействия с людьми, действий с окружающими предметами.
  • Развитие компенсаторных механизмов психики и деятельности проблемного ребёнка.
  • Преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности.
  • Формирование знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности ребёнка, формирование всех видов детской деятельности.

Приоритетные принципы деятельности:

  • Взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.
  • Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
  • Отношение к ребёнку как к системно развивающемуся индивидууму, имеющему свою субъективно выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования на изменяющуюся социальную среду.

Этапы деятельности

  1. Обследование ребёнка. Анализ анамнестических сведений.
  2. Составление  индивидуального плана работы с ребёнком.
  3. Непосредственно коррекционно-развивающая деятельность.
  4. Анализ результатов.

Направления деятельности (для детей, развитие которых соответствует первому году жизни):

  • зрительные ориентировочные реакции;
  • слуховые ориентировочные реакции;
  • эмоции и социальное поведение;
  • движения руки и действия с предметами;
  • подготовительные этапы развития речи (понимание речи, активная речь);
  • навыки и умения  в режимных моментах (по Фрухт Э.Л.).

Направления деятельности (для детей, развитие которых соответствует второму – четвёртому году жизни):

  • понимание речи;
  • активная речь;
  • сенсорное развитие;
  • игра и действия с предметами;
  • движения;
  • навыки;
  • конструктивная и изобразительная деятельность;
  • социальное развитие (по Аксариной Н.М., Печоре К.Л.).

Программы и методические рекомендации:

  • Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребёнка. Разенкова  Ю.А //  Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2003. – № 6.
  • Мойра Питерси, Робин Трилор Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М., 2001.
  • Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г. и др. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего дошкольного возраста с особыми потребностями / Под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб.,  2005.
  • Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / Под общей редакцией Н.Ф. Дементьевой – М., 1993.
  • Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. –  СПб., 2001.
  • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2011.
  • Лазуренко С.Б. Организация в учреждениях системы здравоохранения коррекционно-педагогической помощи детям с поражением ЦНС. – М., 2008.
  • Верещагина Н.В. Особый ребёнок в детском саду. Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб., 2009.
  • Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития / Под ред. И.М. Бгажноковой.