Цель коррекционно-развивающей деятельности — создание условий для развития физического, эмоционального, интеллектуального и социального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.
Задачи:
- Организация комплексного медико-педагогического изучения ребёнка с целью уточнения диагноза, а также оценки эффективности реализации индивидуальной программы развития.
- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии, воспитания положительных качеств у ребёнка.
- Формирование способов усвоения малышом социального опыта взаимодействия с людьми, действий с окружающими предметами.
- Развитие компенсаторных механизмов психики и деятельности проблемного ребёнка.
- Преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности.
- Формирование знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности ребёнка, формирование всех видов детской деятельности.
Приоритетные принципы деятельности:
- Взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.
- Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
- Отношение к ребёнку как к системно развивающемуся индивидууму, имеющему свою субъективно выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования на изменяющуюся социальную среду.
Этапы деятельности
- Обследование ребёнка. Анализ анамнестических сведений.
- Составление индивидуального плана работы с ребёнком.
- Непосредственно коррекционно-развивающая деятельность.
- Анализ результатов.
Направления деятельности (для детей, развитие которых соответствует первому году жизни):
- зрительные ориентировочные реакции;
- слуховые ориентировочные реакции;
- эмоции и социальное поведение;
- движения руки и действия с предметами;
- подготовительные этапы развития речи (понимание речи, активная речь);
- навыки и умения в режимных моментах (по Фрухт Э.Л.).
Направления деятельности (для детей, развитие которых соответствует второму – четвёртому году жизни):
- понимание речи;
- активная речь;
- сенсорное развитие;
- игра и действия с предметами;
- движения;
- навыки;
- конструктивная и изобразительная деятельность;
- социальное развитие (по Аксариной Н.М., Печоре К.Л.).
Программы и методические рекомендации:
- Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребёнка. Разенкова Ю.А // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2003. – № 6.
- Мойра Питерси, Робин Трилор Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М., 2001.
- Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г. и др. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего дошкольного возраста с особыми потребностями / Под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб., 2005.
- Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / Под общей редакцией Н.Ф. Дементьевой – М., 1993.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2011.
- Лазуренко С.Б. Организация в учреждениях системы здравоохранения коррекционно-педагогической помощи детям с поражением ЦНС. – М., 2008.
- Верещагина Н.В. Особый ребёнок в детском саду. Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб., 2009.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития / Под ред. И.М. Бгажноковой.